Зеленые береты» остается одним из лучших фильмов о войне во Вьетнаме

Фильм Джона Уэйна и Рэя Келлога, The Green Berets, остаётся одним из самых противоречивых фильмов, когда-либо снятых в Соединённых Штатах. Большинство критиков и зрителей считают его пропагандой, и сюжетная линия в значительной степени подтверждает эту точку зрения. Выпущенный в 1968 году, во время широко распространенной оппозиции войне во Вьетнаме, фильм был попыткой Джона Уэйна заручиться общественной поддержкой войны. Однако он получил резкую критику; Роджер Эберт знаменито поставил ему оценку в ноль звезд, описав его как оскорбительный и полный избитых клише, а зрители печально высмеяли заключительную сцену фильма, где солнце, казалось, садилось на востоке.

Почему стоит пересмотреть этот фильм спустя 57 лет? Что ж, The Green Berets печально известен как самый дорогой и публичный пример того, как не нужно снимать военный фильм. Он также уникальным образом демонстрирует огромный масштаб американской военной мощи, сталкивающейся с чрезмерной самоуверенностью Голливуда. Несмотря на то, что он неточен и не исследует травму войны, это выдающийся фильм в жанре благодаря впечатляющему производству и его участию в дебатах вокруг провоенной пропаганды.

The Green Berets Was a Spectacle of Production

Создание The Green Berets отличалось от большинства кинопроектов того времени. К 1968 году голливудские студии в основном избегали военных историй. Конфликт был постоянным присутствием в новостях, глубоко разделяя нацию, и кинематографисты не были уверены, как превратить такую сложную тему во что-то, что людям понравится. Джон Уэйн, однако, увидел возможность сделать что-то другое. Он стремился создать фильм, который бы поощрял патриотические чувства, и, учитывая его статус Джона Уэйна, он не только получил одобрение – он получил полную поддержку от студии.

Уэйн связался с Белым домом напрямую, и реакция была невероятной государственной поддержкой – намного превосходящей то, что обычно можно увидеть в крупных блокбастерах. Сообщается, что Министерство обороны предоставило не просто несколько реквизитов; они, по сути, дали ему полный доступ к своим ресурсам. Съемочная группа обосновалась на форте Беннинг, штат Джорджия, и военные предоставили всё необходимое для производства.

Производство пошло на невероятные меры, чтобы добиться реализма, используя всё, от настоящих вертолетов UH-1 Huey и огромных самолетов C-130 до самых современных винтовок, которые большинство людей даже не видели. Самым впечатляющим аспектом этого сотрудничества является дизайн декораций. Вместо того чтобы просто создать киношную декорацию, создатели фильма построили полную и полностью функционирующую передовую операционную базу – настоящий лагерь, а не хлипкую имитацию.

Съемочная группа построила невероятно реалистичные боевые позиции – с окопами, колючей проволокой и ямами для минометов – и даже расчистила участки для эффективных линий обзора. Декорации были настолько аутентичными и стратегически точными, что, необычно для таких случаев, армия решила сохранить их после окончания съемок. В течение многих лет солдаты, готовящиеся к отправке во Вьетнам, использовали их для учебных упражнений. Такой уровень реализма невозможно воспроизвести с помощью компьютерной графики; это видно в деталях, таких как настоящая грязь, поднимаемая при посадке вертолета, что доказывает огромный масштаб и подлинность The Green Berets.

Расположение базы естественно крепкое и обороноспособное. Оно невольно передает увлекательный взгляд на военную мощь 1960-х годов, снятый, по-видимому, безграничным бюджетом и прямым доступом к Белому дому. Это мощная демонстрация промышленной мощи Америки и уверенности ее вооруженных сил, задокументированная непосредственно перед тем, как все начало меняться.

Зелёные береты осуществили масштабное военное кинопроизводство в 60-х годах.

Как фанат, я действительно заметил, насколько сильно фильм был сосредоточен на том, как действовали «Зелёные береты» – всё снаряжение, стратегии и то, как они работали. Большая часть этого – сцена, где они защищают лагерь A-107, и, честно говоря, она блестяще выполнена. Прежде чем что-либо произойдёт, создатели фильма находят время, чтобы провести вас по планировке лагеря – вы видите внутреннюю оборону, внешнюю проволоку, область, откуда они ожидают наступления противника, и даже где расположены миномёты. Это действительно нагнетает напряжение и помогает вам понять, что поставлено на карту.

Мы чётко понимали планировку поля боя и угрозы. Мы точно знали, почему это было так опасно, когда вражеские солдаты пытались прорвать нашу оборону. Мы также видели, как ярко использовались сигнальные ракеты, чтобы сделать ночь такой же видимой, как день – тактика, позже популяризированная в фильмах, таких как We Were Soldiers. Это прекрасно продемонстрировало хаотичный и ужасающий опыт ночного боя, где враг казался повсюду вокруг нас, но его было невозможно точно определить.

Фильм также выделяет определенные виды оружия, особенно орудийный корабль AC-47, прозванный ‘Puff the Magic Dragon’. Этот самолет был грузовым самолетом, превращенным в сильно вооруженную летающую крепость, оснащенную тремя пулеметами Гатлинга, которые могли обрушить огромное количество огня — тысячи патронов в минуту. В фильме его прибытие изображается как своего рода чудесное спасение.

Я был полностью заворожён этим фильмом, даже когда он стал действительно безумным во второй половине! Меня поразило, когда я узнал о реальных шпионских техниках, которые они показали. Существует невероятный метод спасения под названием ‘Skyhook’ – это реальная вещь, которую использовало ЦРУ! Представьте себе солдата, использующего гелиевый шар и пролетающий самолёт, чтобы буквально вытащить его в воздух, не касаясь земли. Это невероятно, но это действительно произошло!

Сцена кажется невероятной, но это была реальная военная тактика, показанная в фильме The Green Berets. Фильм представляет процесс с тщательностью учебного видео – мы отчетливо видим, как солдаты готовят оборудование, надувают воздушный шар и готовятся к удару. Эта последовательность особенно запоминается тем, что показана реалистично с использованием практических эффектов и реальных самолетов.

«Зелёные береты» стали антиучебником для военных фильмов.

Хотя The Green Berets был визуально впечатляющим фильмом с реалистичными декорациями, аутентичным оружием и удивительно высокими кассовыми сборами — заработавшими более 21,7 миллиона долларов — он не стал классикой. Однако он значительно повлиял на кинематограф, продемонстрировав, что традиционные подходы к кинопроизводству больше неэффективны.

До выхода этого фильма военные фильмы обычно показывали позитивную, героическую сторону конфликта, с четкими победами и благородными жертвами. Джон Уэйн попытался продолжить эту традицию, но она не нашла отклика у зрителей. Сильная негативная реакция фактически положила конец жанру военных фильмов примерно на десять лет. Позднее режиссеры изучали The Green Berets как яркий пример того, как не следует снимать военный фильм.

Режиссёры, такие как Фрэнсис Форд Коппола, с фильмами, такими как Apocalypse Now, намеренно отошли от того, как Джон Уэйн изображал боевые действия. Они понимали, что Вьетнам нельзя показать как аккуратную, героическую битву. Вместо этого они стремились изобразить суровую реальность – хаос, грязь и моральный упадок войны.

Фильм The Green Berets, несмотря на свои намерения, в конечном итоге показал опасности чрезмерного продвижения войны в кино. Он стал поворотным моментом, демонстрируя, что кинематограф несёт ответственность, особенно когда речь идёт о таких деликатных темах, как конфликт. Даже кастинг — например, Джордж Такей в роли капитана Нима, офицера южновьетнамской армии — подчеркивает сдвиг от тех типов ролей и представлений, которые были распространены в Голливуде в то время.

Фильм заслуживает похвалы за изображение персонажа Такеи, Нима, как сильного и способного воина — редкое изображение азиатского персонажа с такой самостоятельностью в фильмах 1960-х годов. К сожалению, фильм по-прежнему использует его в основном для выражения американских точек зрения, жертвуя его уникальной культурной идентичностью, чтобы сделать его поддерживающим союзником. Эта тенденция полагаться на стереотипы, а не на полностью разработанных персонажей, была успешно решена в более поздних фильмах.

Тот теперь уже знаменитый кадр заката солнца на востоке прекрасно отразил всё, что пошло не так в фильме. Он послужил предупреждением для кинематографистов: игнорирование деталей местоположения – его географии, культуры и реальных условий – сделает вашу работу нелепой. Это была не просто ошибка в визуальных эффектах; она представляла собой всё несовершенное производство. Критики указали на эту ошибку и раскритиковали создателей за то, что они отдавали приоритет истории, которую хотели рассказать, а не базовой точности и реальным деталям.

Фильм Джона Уэйна The Green Berets несет в себе сильный политический посыл, но он не отличается исторической или географической точностью. Он упрощает сложную ситуацию, и результат кажется надуманным. Несмотря на эти недостатки, это удивительно хорошо сделанный военный фильм и был новаторским в своем изображении современного боя. Он реалистично показал стратегии, оборудование и огромный масштаб войны во Вьетнаме до того, как другие фильмы осмелились это сделать.

Смотрите также

2025-12-17 03:08