Я посмотрел фильм «Изгоняющий дьявола» со своей дочерью-подростком, и её реакция многое говорит о том, как изменился жанр ужасов.

Я помню, как в детстве меня ужасно напугал фильм 1973 года *Изгоняющий дьявола*. Дело было не в крови или насилии, а в глубоком, тревожном страхе, который действительно засел у меня в голове. Поэтому, когда моя 14-летняя дочь упомянула, что никогда его не видела, я подумал, что пора ей это исправить. Я приготовился к тому, что она испугается, но после 45 минут она просто спросила: «А вообще что-нибудь происходит?»

Забавно, как быстро меняются вкусы! Фильм ужасов, который я любил, теперь, оказывается, считается… не очень хорошим, по мнению моей дочери из поколения Z. Позвольте мне поделиться впечатлениями от просмотра вместе с ней.

Внимание поколения Z против медленного развития событий

Ей не было скучно, скорее она была озадачена. Просматривая «Изгоняющего дьявола», ей показалось это не страшным – скорее серьёзной драмой, и в этом была доля правды. Многие великолепные фильмы ужасов 1970-х годов создают напряжение постепенно, сосредотачиваясь на атмосфере и тайне. Первая часть фильма не сразу раскрывает происходящее. Однако сегодняшнее молодое поколение, привыкшее к быстрому темпу TikTok и потокового вещания, часто ожидает, что фильмы ужасов сразу же начнутся с действия.

Даже сейчас *Изгоняющий дьявола* все еще пугает, но более новые фильмы ужасов, такие как *Оружие*, *Верни ее* и *Грешники*, кажутся более напряженными. Современные фильмы ужасов часто полагаются на пугающие моменты, которые не кажутся заслуженными, и дело не только в том, что у зрителей сократилась продолжительность концентрации внимания. Дело в том, что наши ожидания от повествования в жанре ужасов изменились, и способ, которым снимают фильмы ужасов, эволюционировал.

Экзорцист строится вокруг нагнетания страха, а не внезапных пугалок.

Просмотр фильма с ней был совершенно другим опытом — казалось, будто я смотрю его впервые. Она даже не реагировала на страшные моменты, такие как захлопывающаяся дверь или мимолетные взгляды на демоническое лицо. Когда Реган издала свой знаменитый демонический рык, она просто сказала, с невозмутимым видом: «Она звучит как заядлая курильщица».

В ее словах есть доля правды – режиссер Уильям Фридкин говорил, что актриса Мерседес МакКамбридж действительно курила сигареты пачками и пила сырые яйца, чтобы добиться этого голоса в фильме. Но моя дочь совсем не испугалась; ей показалось это довольно забавным.

Моя дочь большая поклонница фильмов ужасов. Она посмотрела все фильмы из серии *Заклятие*, *Реинкарнация*, *Варвар* и оба фильма *Улыбка*. Однако она привыкла к динамичным ужасам, полным внезапных пугающих моментов. Ей показалось, что *Изгоняющий дьявола* слишком медленный и затянутый.

Дьявол не кажется страшным поколению Z

Примерно на середине я заметил кое-что интересное: религиозные образы не производили желаемого эффекта. Я вырос в доме пятидесятников, где кресты, латинские молитвы и святая вода были не просто украшениями – они имели большое значение и должны были внушать страх. Но моя дочь, которую не воспитывали в религиозной среде, ничему из этого не испугалась. Символы просто не казались ей пугающими.

Многие представители поколения Z, особенно по мере того, как религия становится менее распространенной, не видят в Сатане ничего пугающего. Идея демонического одержимости кажется им мифом, а их тревоги сосредоточены на более современных проблемах, таких как наблюдение за ними, защита их онлайн-идентичности и будущее планеты.

Практические эффекты уже не впечатляют.

И нельзя забывать о спецэффектах — они по-прежнему действительно жуткие, например, вращающаяся голова, вибрирующая кровать и та печально известная рвота гороховым супом. Моя дочь недавно увидела магазин с праздничными украшениями, и это все воскресило в памяти!

Если честно, это логично. Она выросла, смотря современные фильмы ужасов, такие как *Очень странные дела*, *Последний из нас* и *Тихое место* – все они выглядят потрясающе в 4K. После 55 лет спецэффекты в старых фильмах просто не так хорошо смотрятся; недостатки сейчас гораздо заметнее.

Ближе к концу фильма что-то изменилось в ней. Когда отец Каррас выпал из окна, она тихо воскликнула: «Вау». Она не испугалась, но сочла фильм впечатляющим. Я спросил, хотела бы она пересмотреть его, и она ответила: «Возможно. Он не был страшным, просто… заставляющим задуматься».

Я рад, что существует *Изгоняющий дьявола* – это действительно тревожный фильм, который надолго остается в памяти. Теперь, когда запланированная трилогия о *Изгоняющем дьяволе* от Blumhouse развалилась, я надеюсь, что новый сиквел Майка Флэнагана найдет правильный баланс между классическим ужасом и современными пугающими элементами, привлекая как старшее, так и младшее поколение поклонников ужасов.

Смотрите также

2025-09-27 16:41