М. Найт Шьямалан, пожалуй, один из самых противоречивых режиссеров в научной фантастике и фильмах ужасов. Многие из его фильмов вызывают очень разные реакции у критиков и зрителей — некоторые не нравятся критикам, но нравятся зрителям, и наоборот. Редко какой-либо из его фильмов хвалят обе группы. Один из таких фильмов — Signs, который стал его первой и единственной попыткой в жанре историй об инопланетянах. Фильм получил широкое признание критиков, когда вышел, и с тех пор стал классикой, во многом благодаря тому, что в нем, по мнению многих, одна из самых страшных внезапных атак в истории ужасов — сцена с инопланетянином по телевизору широко считается одним из самых пугающих моментов в жанре.
Помимо использования внезапных пугающих моментов, Signs является удивительно проницательным фильмом в жанре ужасов, использующим несколько символов для представления горя и утраты. Такой подход к исследованию более глубоких тем стал более распространенным в последнее время, как видно из фильмов, таких как Hereditary, The Babadook, и Shutter Island, которые все используют сверхъестественные элементы, чтобы погрузиться в травму и ее влияние на разум. Однако в 2002 году, когда ужасы в основном состояли из слэшеров, крови, комедий и ремейков, Signs выделялся как нечто иное. Это является ключевой причиной, по которой научно-фантастический классический фильм Шьямалана продолжает считаться одним из величайших и самых влиятельных фильмов, когда-либо созданных.
Роджер Эберт считал фильм Знаки идеальным фильмом ужасов.
Достижение идеальной рецензии от Роджера Эберта было поистине редким достижением. На протяжении всей своей долгой карьеры знаменитый критик посмотрел бесчисленное количество фильмов — от небольших независимых проектов до огромных блокбастеров — и он никогда не колебался, чтобы критиковать фильмы, которые, по его мнению, были просто неплохими. Получить хорошую рецензию от Эберта было особенным, но быть названным «идеальным фильмом»? Это почти никогда не случалось. Эберт имел очень высокие стандарты, ценил все виды фильмов и действительно понимал кино. Когда он хвалил фильм, это означало, что фильм вышел за рамки типичных жанровых ожиданий, чтобы предложить что-то более интеллектуальное и эмоционально сильное, чем большинство. Очень мало фильмов когда-либо заслуживали такого уровня уважения, и это является свидетельством их качества.
Одним из немногих фильмов, получивших столь высокую оценку, был Signs. Фильм представляет совершенно новую идею, сосредоточенную вокруг отца Грэма Хесса (Мел Гибсон), священника, который раньше практиковал, а теперь живет на ферме в сельской Пенсильвании со своими детьми, Морганом (Рори Калкин) и Бо (Абигейл Бреслин), и своим братом Мерриллом (Хоакин Феникс). Однако, когда семья обнаруживает странные круги на полях и на ферме начинают происходить странные вещи, они начинают думать, что вот-вот произойдет вторжение инопланетян. В своей оценке Эберт сравнил научно-фантастический фильм Шьямалана с , отметив, что он умело воздействует на зрителей, уделяя приоритетное внимание развитию персонажей, а не полагаясь на спецэффекты. Он далее уточнил:
В фильме «Знаки» режиссёр мастерски манипулирует эмоциями зрителей, подобно тому, как это любил делать Хичкок. Фильм отдаёт приоритет развитию персонажей и атмосфере, а не сложному сюжету, создавая ощущение нарастающей тревоги. Хотя идея пришельцев служит первоначальным источником страха, семья уже глубоко ранена, что делает внешние угрозы почти вторичными. Что делает фильм по-настоящему блестящим, так это то, что он не совсем сосредоточен на тайне кругов на полях или на том, создали ли их пришельцы. Вместо этого он стремится затронуть сырые эмоции посредством сильных актёрских работ, тщащей режиссуры и, особенно, музыки фильма. Дело не просто в том, что звуки пугают; дело в том, как Шьямалан заставляет нас слушать так внимательно, даже когда нечего слышать. Мне трудно вспомнить фильм, где тишина и отсутствие действия используются так эффективно для создания напряжения и ужаса.
Нечасто проводишь параллели между фильмом Signs и фильмами Альфреда Хичкока, но Роджер Эберт высказывает вполне обоснованное мнение. Хичкока, которого часто называют «Мастером саспенса», умело манипулировал чувствами аудитории, создавая предвкушение. Он знаменито сказал: «Нет ужаса в взрыве, только в его предвкушении», признавая, что простого шока недостаточно для длительного эффекта. В то время как внезапный взрыв может ненадолго испугать зрителей, настоящее напряжение возникает, когда аудитория знает об угрозе – например, о бомбе под столом, которая тикает – а персонажи нет. Тогда каждый момент кажется невероятно важным.
Хитчкок создавал саспенс, предоставляя зрителям информацию, которой не имели персонажи, позволяя им быть на шаг впереди. Он затем использовал эту разницу, чтобы создать невыносимое напряжение. Этот приём – тщательное структурирование сцен для достижения этого – позволял ему удивлять зрителей, превращать предвкушение в страх и удерживать их внимание гораздо эффективнее, чем быстрая испугающая сцена. Он мог поддерживать вовлечение гораздо дольше таким образом.
Шамалан достигает сопоставимого ощущения в Знаках. Хорошо известный момент с внезапным испугом подвергся множеству критических замечаний со временем, и многие преданные поклонники ужасов утверждают, что он не особенно пугающий. Это разумно, особенно в сравнении с другими в этом жанре, такими как концовка Паранормальное явление, и различные сцены в серии Астрал. Однако, эти внезапные испуги кратковременны и предсказуемы, что соответствует стилю этих типов фильмов. Сцена в Знаках воплощает классическое хичкоковское напряжение, главным образом потому, что зрители не были полностью уверены в том, что происходит, до этого конкретного момента.
До сих пор сюжет тщательно нагнетался. Неожиданное появление кругов на полях и странные события на ферме заставляли зрителей чувствовать беспокойство, даже приводя к подозрению в инопланетном происхождении. Но, как описал Хитчкок со своей аналогией с бомбой, аудитория предвкушала крупное раскрытие. Эта телевизионная сцена предоставила это раскрытие. Когда Меррилл сосредотачивается на трансляции и видит, как дети бегут к окну, внезапное появление инопланетянина на экране оказывает мощное шоковое воздействие. Все, что было до этого момента, вело к этому. Хитчкок научил нас, что саспенс — это не само событие, а ожидание — позволяя аудитории чувствовать тревогу со знанием, что что-то грядет, но не зная когда.
Именно так и задумана эта сцена. Когда инопланетянин, наконец, появляется в поле зрения, скрытый страх, наконец, вырывается наружу, воплощая в себе все накопленное напряжение в одном мощном и запоминающемся моменте.
Signs был другим фильмом ужасов для своего времени.
Оглядываясь назад, Signs не является чем-то революционным по сегодняшним меркам. Мы видели множество фильмов ужасов, которые делали похожие вещи и затрагивали схожие идеи, особенно с ростом популярности готического хоррора за последние 15 лет или около того. Но в 2002 году он действительно выделялся. После того, как Scream стал хитом в ’96, начало 2000-х было наводнено слэшерами и сплаттер-фильмами – подумайте о фильмах, таких как Wrong Turn, The Texas Chainsaw Massacre ремейк и House of 1000 Corpses – все они были сосредоточены только на том, чтобы вызвать у вас реакцию с помощью крови и кишок. *Были* исключения, такие как The Ring, который пытался создать атмосферу и более глубоких персонажей, но их было немного. Так что, честно говоря, Signs казался действительно уникальным дополнением к ландшафту ужасов в то время. Речь шла не только об испугах; он казался другим.
Как следует из названия, фильм использует знаки, чтобы проиллюстрировать процесс скорби персонажей. В действительности, знаки бывают двух видов: осязаемые, такие как фотографии и указатели, и события — включающие совпадения, причины и следствия. Signs использует оба. Круги на полях функционируют как физические индикаторы текущих или будущих событий, а необычные происшествия, такие как испуг семейной собаки, служат предупреждениями с последствиями.
На протяжении всей истории особенно важно обращать внимание на знаки и доверять им. Когда Меррилл беспокоится о конце света, Грэм предлагает утешение двумя способами. Он объясняет, что некоторые люди отвергают необычные события как совпадения, в то время как другие видят в них часть Божьего плана. Для тех, кто верит в божественный замысел, будущее кажется менее страшным, потому что они думают, что все происходит неслучайно. Другими словами, Грэм говорит о вере. Однако в этом есть ирония, потому что сам Грэм потерял веру после смерти своей жены, и по мере того, как появляется инопланетная опасность, он не уверен, выживут ли его семья.
Каждый персонаж в фильме предлагает своё объяснение кругам на полях, возможному прибытию инопланетян и тому, что ждёт в будущем, и, что удивительно, каждая перспектива содержит в себе часть правды. Вербовщик из армии верит, что надвигается более масштабная атака, Рэй Редди чувствует, что у них неприязнь к воде, а писательница Морган предсказывает их прибытие, мотивы и даже конкретно упоминает резиденцию Хесс. Эти разнообразные идеи контрастируют с отсутствием веры Грэма; его отсутствие делает его семью и сообщество уязвимыми для страха и подозрений. Детские шапочки из фольги ещё больше это подчеркивают, представляя, как убеждения могут искажаться, когда они не основаны на фактах.
Чувство печали пронизывает фильм Знаки, вызванное как скорбью семьи, так и личными переживаниями каждого её члена. Меррилл был талантливым бейсболистом, который часто проигрывал, Бо боится пить воду, у Моргана астма, а потерянная вера Грэма мешает ему утешить своих детей. Однако фильм умело превращает эти слабости в сильные стороны по мере развития сюжета. Последние слова Коллин Хесс вдохновляют Меррилла решительно действовать против пришельцев. Боязнь воды Бо неожиданно раскрывает уязвимость пришельцев. Астма Моргана фактически защищает его, когда выделяется ядовитый газ. И Грэм, вспоминая слова Коллин, может распознать закономерности, вернуть веру и обрести смысл.
Концовка кажется немного натянутой, но она соответствует темам фильма о преодолении потери. Смерть Коллин, ставшая результатом аварии Рэя Редди, глубоко затрагивает семью, но ее последние слова переосмысливают ее уход как самоотверженный поступок – почти как жертву – который в конечном итоге помогает им исцелиться. Ее смерть дает ощущение цели, придавая смысл их подавляющей печали. В конечном итоге, история предполагает, что у всего, что происходит, есть своя причина.
Хотя фильм Signs столкнулся с некоторой критикой на протяжении многих лет, трудно не согласиться с оценкой Эберта. Как только зрители улавливают истинный смысл фильма и множество слоёв, которые вплетает в него Шьямалан, становится легко понять, почему он считал его «идеальным фильмом». Шьямалан умело взял простую концепцию и превратил её в глубокое исследование печали и скорби, при этом не перегружая повествование. В сочетании с его мастерским использованием саспенса, Signs действительно является одним из самых захватывающих фильмов ужасов, когда-либо созданных, и, вероятно, останется классикой на долгие годы.
Смотрите также
- Направляет ли дух Йориичи Цугокуни Танджиро в сериале «Истребительница демонов»?
- Где можно посмотреть сезон 27 сериала ‘Южный Парк’? Опубликован путеводитель по эпизодам и расписание выхода.
- Все особые рецепты в Once Human и где их найти
- Леонардо ДиКаприо может вернуть на колеи сиквел фильма «Схватка» Майкла Манна: сообщения
- Дата выхода и время выхода 11-й серии Гачиакуты, где посмотреть
- Лучшая сборка FAL в Arena Breakout: Infinite
- Arena Breakout Infinite: все боссы и где их найти
- Все игровые решения LinkedIn на сегодня (14 июля 2025 года): Zip, Танго, Куинс, Пинпоинт и Кроссклимб
- Глифы и порталы в No Man’s Sky: как их найти и использовать?
- Лучшая сборка M4A1 в Arena Breakout: Infinite
2025-09-30 20:40