У пользователей возникает ощущение «застревания в виртуальной реальности» после снятия шлема — редкое, но реальное явление.

Все чаще можно услышать рассказы о людях, испытывающих дезориентацию или странные ощущения после использования шлемов виртуальной реальности. Хотя укачивание — наиболее известный побочный эффект, некоторые пользователи описывают чувство, будто они все еще *находятся* в виртуальном мире, даже после снятия шлема. Легко отмахнуться от этих сообщений, возможно, вспомнив фильм *Матрица*, но на самом деле существует реальное научное объяснение этому явлению.

Почти 15 лет я освещал индустрию XR (расширенной реальности) как журналист. За это время я часто слышал от людей, которые описывали странное ощущение – чувство, будто они все еще *находятся* в виртуальной реальности, даже после того, как сняли гарнитуру. Недавно я спросил своих подписчиков в социальных сетях об этом, и был поражен тем, как много людей откликнулось. Более 100 поделились своим опытом, и вот несколько примеров.

У меня возникло странное ощущение отстраненности, когда я впервые начал использовать VR. После долгой игры в Boneworks я посмотрел вниз и мои руки показались мне не моими. Это было так странно, что даже простые задачи, такие как взять нож и вилку для ужина, требовали огромной концентрации и пристального взгляда на мои руки — @Edward1370

Мой первый опыт игры в *Gorilla Tag* был действительно странным — казалось, будто я не чувствую ноги! Это был странный, но потрясающий опыт. — @greenlig

Когда я впервые начал использовать DK1 с моим Mac, задержка была действительно заметна. Но примерно через два часа мой мозг к ней привык. Снимать шлем оказалось странным опытом — казалось, что проблемы с отслеживанием есть в реальном мире! 😅 — @robinhuse

Окей, это немного странно, но со мной это произошло только однажды после примерно целого дня использования Vision Pro. Честно говоря, ощущения были очень необычные, но в то же время крутые и увлекательные. — @RoberJALA

Да, со мной однажды такое случалось! Когда я впервые получил оригинальную Quest в 2019 году, я возвращался после долгой VR-сессии и начал подниматься по лестнице, чтобы поесть. Я резко остановился, потому что подумал, что виртуальные границы появятся в реальном мире. Потом я вспомнил, что нахожусь в своем доме!

Я поиграл в Walkabout Mini Golf в VR два часа, а затем сразу же пошел играть в настоящий мини-гольф с друзьями. Это был странный опыт — стоя на поле казалось, что я все еще *в* игре, и я даже легко победил! Хотя, это было странно, потому что мое зрение постоянно заставляло поле выглядеть пиксельным, как в видеоигре. — @TheNeoism

Пару дней после этого мои руки чувствовали себя странно, но это быстро прошло. Казалось, мой мозг быстро адаптировался к новому способу восприятия вещей. — @OneMoreBenjamin

Ладно, иногда после того, как я снимаю VR-гарнитуру, всё вокруг кажется… странным. Как будто моё тело какое-то время не ощущается *моим*, или кажется медленным и отстранённым. Сложно объяснить, но как будто возвращение в реальность происходит не всегда плавно – так сказала @KathielRayna, и я её полностью понимаю!

Сложно выразить это словами, но люди часто описывают изменение в том, как они воспринимают окружающее – странное ощущение, будто либо мир вокруг них, либо их собственное тело не ощущаются полностью твердыми или реальными.

Хотя это и нечасто встречается, это определенно случается. И, к счастью, похоже, это не длится вечно.

Ощущение ‘застревания’ в виртуальной реальности часто возникает из-за того, как ваш мозг понимает положение вашего тела. Мозг создает постоянное внутреннее ощущение того, где находится ваше тело – своего рода ‘карту тела’ – основываясь на том, что вы видите и чувствуете. Эта карта постоянно обновляется по мере вашего движения и получения новых ощущений.

Проприоцепция – это то, что позволяет вам точно касаться носа, локтей или колен, даже с закрытыми глазами. Она дает вам четкое ощущение того, где находятся части вашего тела по отношению друг к другу и к окружающему пространству, без необходимости смотреть.

Хотя шлемы виртуальной реальности могут создавать очень убедительное ощущение присутствия в другом месте, опыт не является полностью реалистичным.

VR-контроллеры отлично отслеживают движения, будучи быстрыми и точными. Однако у них все еще есть небольшие задержки, и они не являются идеально точными. Интересно, что многие VR-игры и приложения намеренно корректируют положение контроллеров, чтобы сделать ощущения более реалистичными.

Небольшие расхождения между вашими реальными и виртуальными руками – будь то естественные отклонения или встроенные в систему – могут меняться во время использования гарнитуры, но их часто трудно заметить. Поскольку ваш мозг воспринимает виртуальные руки как свои собственные, он начинает адаптироваться к этим неточностям, по сути, учась воспринимать их как норму.

Если вы играли в Beat Saber, вы знаете, что это динамичная игра, в которой нужно размахивать руками, чтобы разбивать блоки. Если бы вы играли в неё на системе, которая медленнее реагирует, чем другая, поначалу это было бы неудобно. Но большинство людей быстро адаптируются, поскольку их мозг учится приспосабливаться к небольшой задержке.

Проблема не только в ручных контроллерах. Даже отслеживание движений гарнитуры не идеально, и есть небольшая задержка между вашими движениями и тем, что вы видите. Это может создавать ощущение, что поворот головы занимает немного больше времени, чем обычно, что может дезориентировать.

Представьте, что вы играете в игру виртуальной реальности, где вы на фут выше своего реального роста, или где ваши руки в два раза длиннее обычных. Поначалу это казалось бы странным, и вам, вероятно, было бы трудно точно поднимать предметы.

Через некоторое время ваш мозг начинает верить, что виртуальная реальность настоящая — вы искренне чувствуете себя таким же высоким или с такими же длинными руками, какими показывает вам шлем. Он адаптируется к этой новой информации, заставляя ее ощущаться как ваш нормальный опыт.

Итак, когда я снимаю шлем виртуальной реальности, становится серьезно дезориентирующе. Мой мозг убеждал меня, что я определенной высоты и с руками определенной длины, а потом вдруг *бац* – я возвращаюсь к нормальному состоянию. Кажется, что реальный мир ощущается… странно, пока я не адаптируюсь. Требуется минута, чтобы привыкнуть к происходящему, как будто моему мозгу нужно перекалиброваться, чтобы понять, что действительно реально.

Если вам на мгновение показалось, что ваши руки вытянуты, вы можете внезапно почувствовать, что предметы находятся дальше, чем должны. Это может заставить даже простые действия, например, взять кофейную чашку, требовать большей концентрации и заставить окружающий мир казаться немного нереальным, почти как будто вы все еще испытываете виртуальную реальность.

Я часто описываю странное ощущение, которое возникает в виртуальной реальности – чувство отстраненности от своего тела или окружения – как «проприоцептивное рассогласование». Это рассогласование часто является причиной ощущения «застревания» внутри виртуальной реальности. Хотя оно особенно заметно в виртуальной реальности, это чувство является частью более широкого опыта, называемого расстройством деперсонализации-дереализации, которое может возникать и в других ситуациях.

Это может показаться нелогичным, но дезориентирующее чувство, которое испытывают некоторые люди после снятия VR-гарнитуры, на самом деле является признаком того, насколько хорошо работает эта технология. Современные гарнитуры невероятно убедительны, обманывая наше зрение, но они не идеальны – незначительные задержки или неточности в отслеживании могут способствовать этому эффекту. Наш мозг также удивительно адаптивен, быстро приспосабливаясь к виртуальному опыту, а затем нуждаясь в моменте, чтобы вернуться к реальности.

К счастью, странное ощущение отстраненности от своего тела в виртуальной реальности обычно не длится долго и проходит в течение нескольких часов. Интенсивность этого ощущения варьируется от человека к человеку и также может зависеть от качества вашего VR-оборудования и конкретной игры или приложения, в которое вы играете.

Просто чтобы вы знали, ощущение дезориентации или «застревания» после снятия VR-гарнитуры может иметь несколько причин. Две распространенные причины — неправильно настроенное межзрачковое расстояние гарнитуры (которое влияет на восприятие размера) и визуальная проблема, называемая конфликтом вергенции и аккомодации, которая возникает из-за того, что большинство VR-гарнитур не регулируют фокус, как обычные дисплеи.

Исследования показали и измерили ощущение отчуждения между вашим виртуальным и реальным телом при использовании виртуальной реальности.

Исследователи из Чикагского университета опубликовали новое исследование, изучающее, что происходит с людьми после прекращения использования VR-гарнитур. Их работа, озаглавленная «Побочные эффекты VR: нарушения памяти и проприоцепции после выхода из виртуальной реальности», рассматривает временные эффекты, или «побочные эффекты», которые испытывают люди после пребывания в виртуальной реальности.

Наш мозг быстро адаптируется к виртуальной реальности, позволяя таким техникам, как перенаправленная ходьба, работать. Но вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, как люди *привыкают* к виртуальной реальности, мы изучаем, какие ощущения возникают при возвращении в реальный мир. Мы обнаружили, что виртуальная реальность иногда может вызывать временную дезориентацию или искажения в восприятии человеком своего тела или в запоминании вещей, что может создавать проблемы с безопасностью или затруднять выполнение задач.

Мы провели два исследования, чтобы изучить, как изменение движений рук и несоответствие между виртуальными и реальными объектами влияют на ощущение человеком положения своего тела и его память о местонахождении вещей.

В ходе одной из частей исследования ученые незаметно изменили воспринимаемое положение рук пользователя в виртуальной реальности – стандартный метод разработки VR, известный как переназначение рук. После снятия шлема участников попросили указать на предметы, что позволило исследователям измерить, как опыт VR повлиял на их естественные движения в реальном мире.

Окей, я играл в виртуальной реальности, и когда я снял шлем, было *странно*. У меня как будто руки перестали слушаться – когда я пытался указать на что-то, я постоянно промахивался на несколько дюймов, примерно на семь сантиметров. Ученые сказали, что это потому, что мой мозг все еще адаптировался к положению моих рук, даже когда я вернулся в реальный мир. Это как временный сбой в восприятии положения частей тела.

Исследование также показало, что простое осознание происходящего по краям виртуального мира может изменить то, как люди его запоминают.

В этом эксперименте исследователи заполнили комнату различными предметами, включая огнетушитель, который, казалось, не имел отношения к поставленной задаче. Они начали с просьбы к участникам собрать разбросанные по комнате шары, что естественным образом привлекало их внимание к другим предметам, таким как огнетушитель, не сосредотачиваясь на них напрямую.

Участники затем надели VR-гарнитуру, которая отображала виртуальную версию комнаты, в которой они находились. Однако некоторые детали в виртуальной комнате были тайно изменены – например, огнетушитель был перемещен в другое место.

Затем участники выполнили ту же задачу – собирали шарики в виртуальной реконструкции комнаты. После выхода из комнаты и снятия VR-гарнитуры их попросили вспомнить, где находились различные предметы. Исследователи обнаружили, что многие участники неверно вспомнили местоположение настоящего огнетушителя, вместо этого вспоминая местоположение виртуального.

Хотя исследование не изучало конкретно ощущение замкнутости в виртуальной реальности, оно измерило, как использование виртуальной реальности может вызывать временные изменения в восприятии человеком положения своего тела и памяти.

Антонин Шеймол и Педро Лопес, авторы исследования, отмечают, что даже эти незначительные эффекты могут создавать рискованные и неожиданные ситуации.

Виртуальная реальность может быть ценным инструментом для обучения сотрудников экстренных служб, воссоздавая реальные места происшествий. Однако, если виртуальная среда не является точным отражением фактического пространства, в котором им предстоит работать, обучающиеся могут выработать неправильные навыки и допустить дорогостоящие ошибки во время реальных чрезвычайных ситуаций.

Хотя серьезные проблемы, вызванные побочными эффектами виртуальной реальности, встречаются редко, они неизбежно возникнут, когда большее количество людей начнет использовать VR-гарнитуры.

Исследователи подчеркивают, что необходимы дальнейшие исследования, особенно учитывая широкое распространение этих гарнитур – миллионы людей по всему миру уже используют их.

Наши исследования показывают, что виртуальная реальность иногда может вызывать нежелательные побочные эффекты, даже в достаточно свободных ситуациях. Однако нам необходимо провести больше исследований, чтобы полностью понять эти эффекты и оценить, насколько они опасны. В настоящее время мы изучили лишь небольшой спектр способов, которыми VR может изменить восприятие пользователя. Будущие исследования должны изучить другие изменения восприятия – например, изменение путей передвижения, скорости или виртуального тела пользователя – поскольку они могут вызывать аналогичные побочные эффекты, которые мы наблюдали при отслеживании рук. Изменение того, как *ощущаются* объекты – их вес или текстура, например – также может привести к небезопасному поведению, особенно если пользователи научатся неправильно взаимодействовать с хрупкими или опасными предметами. Помимо этого, вероятно, играют роль и другие факторы. Нам необходимо изучить, сколько времени человек проводит в VR, поскольку это может повлиять на силу и продолжительность любых побочных эффектов. Кроме того, сила ощущений, таких как «присутствие» или «ощущение воплощения» в VR, может помочь нам предсказать, когда вероятны побочные эффекты.

Я заметил, когда играю в виртуальной реальности, ощущение, будто ты действительно *находишься* там, не длится очень долго. Но это заставило меня задуматься… а что, если наша реальность — это просто очень продвинутая симуляция? Звучит безумно, но, оказывается, некоторые ученые считают, что они могут даже выяснить, правда ли это!

Смотрите также

2025-09-15 23:28